Рекомендация скорее заявлять в банк о чарджбэке регулярно встречается, стоит кому-то рассказать о переводе денег мошенникам. Разберемся, что это за процедура, в каких случаях она на самом деле поможет, а когда ее применить не получится.
Чарджбэк – это опротестование платежа без участия того, кому были переведены деньги. Клиент подает заявление в банк, и он может отменить операцию. Но происходит это далеко не во всех случаях.
Чарджбэк возможен только если перевод был совершен юридическому лицу или ИП на расчетный счет. Чаще всего к процедуре прибегают, если необходима защита прав потребителя:
- оплата прошла, но услуга не оказана или товар не получен;
- услуга или товар некачественные;
- товар не подошел потребителю, и он хочет его вернуть (если товар не относится к категории невозвратных).
При переводе физическому лицу на счет или на карту возврат средств возможен только по обоюдной договоренности.
Процедура работает для карт VISA, MasterCard и МИР. Все другие платежные системы (Swift, QIWI, электронные кошельки) и перевод наличных через банкоматы не позволяют вернуть деньги по чарджбэку.
Перед подачей заявления в банк нужно попытаться урегулировать вопрос возврата с контрагентом. Банк вмешается, только если вы получили отказ или вам не ответили. Чарджбэк – это разновидность претензионной работы. Чтобы узнать, как подавать заявление, какие документы прилагать, через какое время ждать ответа (это может быть и 60, и 180 дней), нужно перечитать договор с банком или обратиться в офис и попросить, чтобы сотрудники объяснили тонкости процедуры именно в их организации.
Обращайте внимание, куда уходит оплата за товар или услугу: в организацию или физическому лицу. При покупках у физлиц Закон о защите прав потребителей не работает.